ЮНИОН КЛИНИК на Марата

ул. Марата, 69, корпус В

ЮНИОН КЛИНИК на Васильевском острове

Средний проспект ВО, 36/40 (ТЦ «Остров»)
(812) 600-67-67

Сексуальные расстройства при депрессии

Исследование, проведенное в Великобритании (1995), показало, что 70% людей из общей популяции считают «очень важной» нормальную половую жизнь, а среди тех, кто в анамнезе имел депрессию, этот процент еще выше – 75%. При этом, по нашим данным, около 65% пациентов с депрессивными расстройствами мужского и женского пола неудовлетворены сексуальными отношениями. Неудовлетворенности этими отношениям сопутствует неудовлетворенность собой как представителем пола (т.е., тем, какой Я как мужчина или какая Я как женщина). Так, собой не удовлетворены как представителем пола 82% мужчин и 57% женщин с депрессивным расстройством.

Широкая неудовлетворенность пациентов сексуальными отношениями свидетельствует о нереализованности значимых смыслообразующих аспектов человеческого существования. Наряду со снижением качества жизни это создает условия повышенной уязвимости. Сексуальные расстройства и проблемы, обусловленные психосексуальной сферой, например, такие как полоролевой конфликт, эгодистоническое половое влечение, расстройство половой идентичности могут составлять психогенный фактор в развитии и поддержании депрессивного расстройства. Неразрешенность конфликтов в психосексуальной сфере приводит к затягиванию депрессивного состояния и вживанию в болезнь, а также обусловливает высокий уровень суицидального поведения, превышающий данный уровень в общей популяции в несколько раз.

Сексуальные нарушения принадлежат к числу самых постоянных признаков депрессивных расстройств, являясь частью их соматического синдрома. При этом могут затрагиваться все стадии копулятивного цикла. Снижается половое влечение вплоть до полной его потери и вместе с тем частично или полностью редуцируется сексуальная предприимчивость. Снижается сексуальная возбудимость, урежаются и ослабляются эрекции у мужчин (см. как улучшить эрекцию), нарушается любрикация у женщин, что затрудняет проведение полового акта или делает его невозможным. Изменяется продолжительность полового акта как в форме укорочения, вплоть до ejaculatio ante portas, так и в форме затягивания, вплоть до анэякуляции. Оргазм становится неярким или полностью стирается. Обычно при тяжелых депрессиях нарушение половой функции выражено сильнее, но полного параллелизма по тяжести расстройств нет. Даже при легких депрессивных расстройствах выраженность сексуальных дисфункций может быть очень значительной. При выраженном расстройстве аффекта нарушение половой функции перекрывается психопатологической симптоматикой и для пациента не приобретает самостоятельного актуального значения. В случаях, когда аффективные проявления ничтожны, сексуальные дисфункции, развивающиеся на их основе, и реакция личности на эти расстройства становятся ведущими.

Механизмы подавления сексуальности при депрессиях обусловлены нарушением психической и нейроэндокринной составляющих копулятивного цикла. Из нейроэндокринных нарушений в наибольшей степени на половое функционирование влияет угнетение функции щитовидной железы и дисбаланс в системе половых гормонов. Угнетение функции гонад при депрессивных расстройствах может приводить к аменорее, ановуляторным циклам и к бесплодию у женщин, к угнетению сперматогенеза у мужчин.
Все сказанное относится к достаточно выраженным депрессивным состояниям, которые изначально диагностируются как основное заболевание, а сексуальные нарушения носят явно сиптоматический характер.

Однако ситуация осложняется при стертых аффективных расстройствах, диагностика которых затруднена. В сексологической практике типичными являются следующие ситуации.

Сексологические жалобы могут доминировать, маскируя аффективные проявления. Т.е. само аффективное расстройство может манифестировать сексологическими дисфункциями. Такая маскированная сексологическими жалобами депрессия может быть не распознана и половые нарушения будут расцениваться как самостоятельное расстройство или как симптом какого-нибудь другого заболевания. Ошибочные представления о патогенезе сексуального расстройства приводят к назначению неадекватного лечения, а терапия депрессивного расстройства не проводится. Такая ошибка особенно характерна для специалистов соматологов, которые берутся за лечение сексуальных нарушений. Чаще всего речь идет о соматизации сексуальных дисфункций через хронический простатит. Сегодня можно говорить о мифологизации хронического простатита, которая приносит явный и скрытый вред здоровью людей. Например, авторитетный уролог проф. Пушкарь так отозвался на эту проблему. Он сказал, что в 90% случаев диагностики хронического простатита, простатита как такового нет. Диагноз «хр. простатит» является хлебом для амбулаторно-поликлинических урологов. Кроме того, общепризнано, что простатит влияет на фертильность эякулята, снижая подвижность сперматозоидов. Но нигде в мире, кроме стран СНГ, не признано влияние простатита на половую (копулятивную) функцию. Научного свидетельства для такого признания с позиций доказательной медицины нет. Единственная сексологическая жалоба, возможная при некоторых остро-подострых формах простатита, это болезненность при эякуляции. Сама же половая функция непосредственно от простатита не зависит. Характерные для депрессии сенесто-ипохондрические или деперсонализационно-дереализационные жалобы часто трактуются этими специалистами как жалобы, вызванные простатитом (простатиту свойственны ощущения дискомфорта). Если при этом обнаруживаются объективные признаки простатита (данные УЗИ и др.), то сексуальные нарушения однозначно объясняют влиянием простатита. Ну а если объективных признаков простатита нет? Все равно сексуальные нарушения будут связаны с патологией простаты. Для этого ставится диагноз типа застойный простатит, простатопатия и т.п. Сама же маскированная депрессия не диагностируется и не лечится урологами в силу недостаточных знаний как в области психиатрии, так и в области сексологии.

В нашей практике встречалось множество пациентов, которые длительное время лечились по поводу хр. простатита у разных урологов, которые любят называть себя урологами-сексологами, хотя в номенклатуре таких специалистов нет. К этим пациентам применялись всевозможные методы аппаратной и лабораторной диагностики, всевозможные способы лечения, что требовало больших материальных затрат со стороны пациентов, но никакого улучшения в плане сексуальных дисфункций не отмечалось. И только лечение у сексолога аффективных нарушений избавляло их от простатических и от сексологических жалоб.

У женщин ситуация аналогичная, но гинекологи соматизируют психическую проблему через хронические воспалительные заболевания половых органов. Если эти заболевания и ухудшают половую функцию, то не непосредственно, а через психогенное торможение сексуальности за счет возможного при воспалении болевого синдрома.

Другой типичный вариант, когда депрессия маскирована сексологическими жалобами – в этом случае жалобы воспринимаются как чисто оценочные нарушения по типу «мнимых сексуальных нарушений с возведением на себя воображаемых изъянов или с предъявлением к себе чрезмерных требований». При этом человек предъявляет жалобы, которые реально не подтверждаются. Например, пациент считает, что половое влечение угнетено и половая жизнь стала крайне редкой, но выясняется, что уровень половой активности не изменился. Или пациент жалуется на плохую эрекцию, но оказывается, что это никак не препятствует проведению половых актов и жена не замечает негативных изменений. Характерная для депрессии склонность к негативной самооценке проявляет себя и в оценке своей объективно нормальной сексуальности.
Но, если врач считает нарушение сугубо оценочным и мнимым, не выявив его аффективную первопричину, то лечение будет неполным и будет сводиться к психотерапевтической коррекции «негативных психологических установок».

Алексеев Борис Егорович. Доктор медицинских наук, профессор, врач психиатр, сексолог.

Перейти в раздел:

Лечение импотенции

Восстановление потенции

Запишитесь на прием по телефону +7 (812) 600-67-67
или заполнив форму online - администратор свяжется с Вами для подтверждения записи

«ЮНИОН КЛИНИК» гарантирует полную конфиденциальность Вашего обращения.

Алексеев Борис Егорович

Доктор медицинских наук, профессор, врач психиатр, сексолог, заведующий кафедрой сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова

Аляпкин Сергей Фёдорович

Кандидат медицинских наук, врач психиатр, психотерапевт, сексолог

Наш коллектив

• 13
    Более 13 лет мы оказываем помощь в решении проблем здоровья. Тысячи благодарных пациентов!
  • Б
    В 2013 году закуплено новейшее оборудование, клиника переехала в новое здание. Европейский уровень медицинских услуг!
  • "Юнион Клиник" - Петербургский филиал клиники "ОН КЛИНИК", удостоенной звания "Компания года", номинация "Медицина"
  • P
    Бронирование парковочного места по звонку пациента. Пожалуйста, звоните не позднее чем за час до приема.

Мы гордимся нашими врачами, ведь среди них есть специалисты мирового...

Часто задаваемые вопросы и ответы специалистов клиники "Юнион Клиник"...

Корпоративным клиентам

Альтернатива полису Добровольного медицинского страхования.